Мтз 80 Схема Электрическая

3 Электродвигатели с микалентной компаундированной изоляцией напряжение свыше 1кВ мощность от 1 до 5МВт включительно а также двигатели меньшей мощности наружной установки с такой же изоляцией напряжением. Засорение межтрубного пространства охладителя - не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала. «Типовая инструкция по эксплуатации синхронных электродвигателей шаровых мельниц Ш-50: ТИ 34-70-023-86» (М.: СПО Союзтехэнерго 1986). Эксплуатация оборудования и аппаратуры систем водяного охлаждения качество конденсата в этих системах и охлаждающей воды воздухоохладителей должны соответствовать указаниям заводских инструкций. 10.8 До вывода в ремонт электродвигателя должны быть закончены все подготовительные работы: - разработаны перспективные и годовые планы подготовки к ремонту; Изменить уставки защиты в соответствии с условиями отстройки от пускового режима электродвигателя Вывести в ремонт приводной механизм 8.1 Во время работы электродвигателя возможно его автоматическое отключение от сети технологической или электрической защитой. - порядок допуска к осмотру ремонту и испытаниям электродвигателей; - требования по технике безопасности и пожаробезопасности специфические для конкретной группы электродвигателей, Провести гидравлические испытания воздухоохладителя для определения. 5 Пуск электродвигателя в работу 6 Надзор за работой электродвигателя 13 Вытекание масла из подшипников 7.1 Электродвигатель должен быть немедленно (аварийно) отключен от сети при следующих обстоятельствах: - несчастных случаях с людьми; Настоящая Типовая инструкция предназначена для руководства при эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электрических станций и содержит основные требования обеспечивающие надежную и безопасную работу электродвигателей. Вероятные причины Рекомендуемые методы устранения - перегрузке электродвигателя выше допустимых пределов; - работе электродвигателя на двух фазах; - возникновении угрозы повреждения электродвигателя (заливание водой запаривание. Неправильно собрана обмотки статора («звезда» вместо «треугольника» вывернута одна фаза и пр.) Механическое заедание в приводном механизме или двигателе Отрегулировать усилие прижатия щеток Загрязнение или неровности рабочих поверхностей контактных колец. Заменить втулку 9 11.3 Ремонтные и восстановительные работы на конкретном электродвигателе должны проводиться как правило на остановленном агрегате с оформлением наряда-допуска. 16 ГОСТ 12969-67 Таблички для машин и приборов Технические требования. - подготовлены необходимые материалы инструмент и приспособления; - приведены в соответствие с правилами Госгортехнадзора грузоподъемные механизмы и такелажные приспособления; - заготовлены необходимые запасные части; 9 Вывод электродвигателя в ремонт 10 Техническое обслуживание объем ремонтов и испытаний электродвигателей. 12.6 В случае изменения состояния или условий эксплуатации электродвигателей в местную инструкцию должны вноситься соответствующие дополнения с доведением их до сведения работников для которых обязательно знание этой инструкции с записью в журнале распоряжений. Типовая ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ В УСТАНОВКАХ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ СО .509-2005 Москва 2005 - вводится система контроля за своевременным проведением и выполненным объемом работ при техническом обслуживании; - обслуживание манометров измерительных диафрагм дифманометров и вторичных приборов расхода преобразователей давления и расхода установленных в системах маслоснабжения подшипников и водоснабжения воздухоохладителей и активных частей электродвигателей; 6.3 Во время работы электродвигателя дежурный персонал технологических цехов обязан: Задевание ротора за статор из-за попадания в воздушный зазор постороннего предмета чрезмерного износа подшипников Вывести агрегат в ремонт для устранения дефекта. Провести промывку обратным ходом воды температурой -90°С При малом эффекте указанного способа использовать химические реактивы (5% раствор соляной кислоты и 5% раствор хромового ангидрида) Приложение Характерные неисправности электродвигателей и их устранение 5.7 Двухскоростные двигатели как привило должны включаться в сеть на обмотке меньшей частоты вращения с последующим переключением (при необходимости) на обмотку большей частоты вращения. 14 ГОСТ Р 51757-2001 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000В для механизмов собственных нужд тепловых электростанций Общие технические условия. 6.6 Отключение электродвигателя или изменение режима его работы дежурный персонал электроцеха производит только с разрешения начальника смены цеха где установлен электродвигатель за исключением аварийных случаев (см раздел 7). - ревизия коробки выводов и контактных соединений; - ревизия подшипникового узла замена или добавление с: мазки В объем капитального ремонта электродвигателя по типовой номенклатуре входят следующие работы: - распределение обязанностей по обслуживанию электродвигателей между цехами электростанции; - порядок подготовки к пуску порядок пуска останова и технического обслуживания во время нормальной эксплуатации и в аварийных режимах; Не ниже значений указанных в таблице 6. Запрещается применение резиновых полиэтиленовых и других прокладок из мягкого и немаслостойкого материала для фланцевых соединений маслопроводов системы смазки электродвигателей. При обнаружении загорания обмотки внутри корпуса электродвигателя он должен быть отключен от сети а на синхронном электродвигателе снято возбуждение. № п.п Признаки ненормального явления 100 125 Метод термометра или термопреобразователей сопротивления уложенных. 153- .150-2003 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок М.: Издательство. 11 Отсутствуют показания одного из термопреобразователей сопротивления - краткая характеристика основных наиболее мощных электродвигателей разного класса напряжения их обеспечивающих систем (охлаждение возбуждение смазка устройства теплового и технологического контроля и защиты); - контроль исправности измерительных систем и средств измерений включая их калибровку и другие работы по поддержанию исправного состояния электродвигателей; 10.3 На каждой электростанции: Сопротивление изоляции R60² МОм при номинальном напряжении обмотки. 90 110 135 Метод термометра или сопротивления 5. Не ниже 10Мом на 1кВ номинального линейного напряжения при температуре* 10-30°С Не менее 1,3 при температуре* 10-30°С - - работать с использованием средств защиты лица и глаз в застегнутой спецодежде остерегаясь захвата ее вращающимися частями электродвигателя; - пользоваться диэлектрическими галошами коврами; 1.3 Электродвигатели имеющие двойное управление (местное и дистанционное с операторской станции АСУ ТП) должны быть оснащены переключателем выбора рода управления располагаемым на местном кнопочном посту управления и сигнализацией положения переключателя. 7.2 Электродвигатель должен быть остановлен после пуска электродвигателя резервного агрегата (если он имеется) или после предупреждения начальника смены технологического в следующих случаях: - появлении ненормального шума в электродвигателе; Как правило отключение кабелей от выводов электродвигателей должно производиться при выводе блока или другого технологического оборудования в капитальный ремонт. - - 5 Напряжение ниже 1кВ все виды изоляции Не ниже 1Мом при температуре* 10-30°С - ремонт элементов системы непосредственного водяного охлаждения обмотки ротора и сердечника статора размещенных внутри ротора (начиная от входного фланца на водоподводе) и корпуса статора двигателей АВ (2АВ) -00/6000; Тушение пожара в электродвигателях (после их обесточения) должно производиться водой углекислотными или бром этиловыми огнетушителями Не допускается тушение пожара в электродвигателях пенными огнетушителями или песком. Срок первой проверки настоящего СО - 2010 г периодичность проверки - один раз в. Смазка или масло загрязнено Очистить масляные камеры подшипников заменить масло 6.3.7 Наблюдать за щеточным аппаратом синхронных электродвигателей При выявлении недопустимого искрения повышенной вибрации и других дефектов сообщить об этом начальнику смены электроцеха для принятия мер по нормализации работы узла токосъема. Разработано: Филиалом ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - «Фирма ОРГРЭС» Исполнитель: В.А ВАЛИТОВ - ремонт фундамента и рамы; - обслуживание и ремонт оборудования масляной системы (при принудительной смазке подшипников); - доливку и. Разрубить и снять технологическую стальную втулку вырубить канавку глубиной 5 мм вокруг стержня Запаять припоем ПСр45 с флюсом ПВ209Х поддерживая при остывании нагрев шейки стержня 50/60 65/75 70/ 85/100 Стержневые обмотки фазных роторов асинхронных электродвигателей и обмотки возбуждения синхронных электродвигателей 65 30. - промывку трубопроводов и элементов схемы конденсатом (маслом) помимо активных частей электродвигателя (подшипников); 12 Чрезмерный нагрев подшипников 2 При пуске или во время работы из двигателя появились искры. 50 1 - монтаж на месте установки центровка с механизмом; - измерения и испытания после ремонта .2 Асинхронные и синхронные электродвигатели: - предремонтные измерения и испытания дефектация. Образование свища или трещины - выяснить по указательным реле и соответствующей сигнализации причину отключения; - произвести внешний осмотр отключившегося электродвигателя с целью отыскания явных признаков короткого замыкания; - пуск насоса должен производиться с опорожненной гидромуфтой заполнение которой маслом производится после набора электродвигателем номинальной частоты вращения. - включение циркуляции конденсата (масла) через активные части электродвигателя (подшипники агрегата) с проверкой плотности обратных клапанов насосов и регулировкой в необходимых пределах расхода давления и температуры рабочей среды; 5.2 При местном включении электродвигателя его ключ управления (кнопку) следует держать в положении «Включить» до момента разворота электродвигателя. 1 Мощность более 5 МВт термореактивная и микалентная компаундированная изоляция Не ниже 10Мом на 1кВ номинального линейного напряжения при температуре* 10-30°С 2 Электродвигатели постоянного тока а также двигатели переменного тока с непосредственным охлаждением обмоток 6 СО - -97 (РД - -97) Объем и нормы испытаний электрооборудования - М.: Издательство. 11 Техника безопасности при обслуживании электродвигателей Пожаробезопасность 12 Общие указания по составлению местной инструкции. Запрещается проведение работ на маслопроводах и оборудовании маслосистемы при ее работе за исключением замены манометров и доливки масла. - кратность испытательного напряжения по отношению. 3 При пуске работает максимальная токовая защита 7 СО 153- .509-91 (РД .509-91) Типовая инструкция по эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электростанций М.: СПО ОРГРЭС 1991. - - * При температуре выше 30°С допустимое значение сопротивления изоляции снижается Не допускается одновременное включение обеих обмоток. 9.3 В оперативном журнале дежурного персонала должна быть сделана запись о том для каких работ какого цеха и по чьему требованию остановлен электродвигатель. - состояние коробки выводов; - отсутствие нагревов контактных соединений и запаха горелой изоляции; 12.7 Инструкция должна пересматриваться не реже 1 раза в 3 года 12.8 Местная инструкция по эксплуатации электродвигателей должна быть подписана начальником электроцеха и утверждена техническим руководителем электростанции. 3.4 Персонал цеха тепловой автоматики и измерений (ЦТАИ) осуществляет: - обслуживание и ремонт термопреобразователей сопротивления и систем теплоконтроля в том числе реализуемых средствами. Увеличить подачу масла в подшипники устранить неисправность кольца Проверить количество и качество смазки При необходимости промыть и заполнить подшипник нужным количеством смазки Перегрев всей обмотки статора и активной стали Повышенная температура охлаждающего воздуха на выходе из охладителя Увеличение нагрузки более допустимой. Таблица 4 Активные части электродвигателя Толщина прокладок должна быть не более: 0,7 мм для напорных маслопроводов смазки; 1-1,5мм для сливных маслопроводов. Двухскоростные двигатели работающие на большей частоте вращения при повторной подаче напряжения должны обеспечивать самозапуск на той же частоте вращения Количество режимов с повторной подачей питания за срок службы двигателя -. Запасные части электродвигателей должны храниться на складе электростанции или ремонтного предприятия и по мере использования пополняться. 6.7 Все работы связанные с ремонтом электродвигателей производятся ремонтным персоналом электроцеха или специализированной ремонтной организацией. - покраска статора; - сборка электродвигателя; - электрические измерения и испытания после ремонта После останова электродвигателя на ремонт персонал электроцеха должен: 8 Увеличение утечки охлаждающей воды через ротор АВ (2АВ)-00/6000 Износ фторопластового уплотнения Для монтажа разборки и сборки электродвигателей должны быть предусмотрены стационарные передвижные или инвентарные подъемно-транспортные приспособления. - отключать электродвигатель только после закрытия задвижки на напорной линии насоса а при автоматическом отключении электродвигателя напорная задвижка должна автоматически закрываться; 9.7 По окончании подготовки рабочих мест в оперативном журнале начальника смены электрического цеха должно быть записано по чьему указанию заявке какого цеха и для каких работ электродвигатель выведен в ремонт. - разборка электродвигателя; - чистка и продувка сжатым воздухом а также с применением моющих средств; - дефектация обмотанного якоря; 17 ГОСТ 12971-67 Таблички прямоугольные для машин и приборов Размеры. 9.2 Отключение электродвигателя в ремонт производится дежурным персоналом технологического цеха по указанию начальника смены цеха с разрешения начальника смены станции на основании имеющейся заявки. Мал ток срабатывания защиты или мала выдержка времени от перегрузки Неисправен приводной механизм Значение сопротивления изоляции МОм С выходом настоящей Типовой инструкции утрачивают силу: «Типовая инструкция по эксплуатации электродвигателей в установках собственных нужд электростанций: РД .509-91» (М.: СПО ОРГРЭС 1991); 4.9.1 Проверить окончание работ и закрытие всех выданных нарядов на работы на электродвигателе и его электрооборудовании Убедиться имеется ли выписка в «Журнале ввода-вывода оборудования в ремонт». - опробование (с привлечением дежурного персонала электроцеха и ЦТАИ) АВР насосов устройств технологической сигнализации блокировок и защит ввод их в работу; - осмотр включенных в работу систем на предмет отсутствия течей. 10.2 Техническое обслуживание не требующее вывода электродвигателей в текущий ремонт предусматривает: - обходы по графику и технический осмотр работающих электродвигателей; - осмотр и проверку электродвигателей при нахождении их в резерве или на консервации с целью выявления и устранения отклонений от нормального состояния; - контроль за соответствием используемого типа электродвигателя условиям его работы (частоте пусков режиму работы и т.п.); - установка термопреобразователей сопротивления в корпус статора после их ремонта; 8 СО 153- .507 (РД .507) Типовая инструкция по эксплуатации крупных электродвигателей с водяным охлаждением ротора для привода питательных насосов - М.: СПО Союзтехэнерго 1989. 70. Коллекторы и контактные кольца. По трубкам внутри сегмента сердечника статора Трещины свищи Сердечники и другие стальные части соприкасающиеся с обмотками. 4.8.5 Исправность датчиков устройств сигнализации и технологических защит приборов теплового контроля и технологического контроля (при их наличии). Уплотняющие поверхности должны быть параллельными Запрещается выравнивание параллельности уплотняющих поверхностей путем стягивания их болтами. 3. .1 Электродвигатели постоянного тока: - предремонтные измерения и испытания дефектация. Недостаточная жесткость фундамента Между лапами двигателя и фундаментом имеются зазоры Количество воздуха продуваемого через электродвигатель а также его параметры (температура содержание примесей и т.п.) должны соответствовать указаниям заводских технических описаний и инструкций по эксплуатации. 11.6 Вращающиеся части электродвигателей и части соединяющие электродвигатели с механизмами (муфты шкивы) должны иметь ограждения от случайных прикосновений. Недостаточная подача масла в подшипники (заедает смазочное кольцо) Избыток или недостаток смазки в подшипниках качения. 4.9.5 Проверить мегаомметром целостность фаз обмотки статора и питающего кабеля и состояние изоляции обмоток которое должно соответствовать нижеследующему. 6.3.4 Следить за правильной работой смазочных колец в частности за их вращением Быстрое вращение смазочных колец сопровождаемое легким звоном указывает на недостаток масла в камере подшипника. Электродвигатели с замкнутой системой вентиляции оснащенные водяными охладителями должны обеспечивать номинальную нагрузку при температуре охлаждающей воды от 1 до 33°С. 15 Повышенное искрение щеток Недостаточное усилие прижатия щеток к контактным кольцам При нормальном протекании пуска наблюдающее лицо должно осмотреть электродвигатель убедиться в нормальной работе подшипников отсутствии их недопустимого нагрева и вибрации. Сборка схемы для опробования электродвигателя производится дежурным персоналом электрического цеха по заявке руководителя работ с разрешения начальника смены технологического цеха. Разобрать электродвигатель продуть сухим сжатым воздухом протереть обмотку салфеткой смоченной моющим средством выполнить сушку изоляции - поломке приводимого механизма; - отказе технологических защит по прекращению подачи конденсата в ротор и сердечник статора электродвигателей АВ (2АВ)-00/6000 и недопустимом снижении давления в системе смазки подшипников. - подготовлена ведомость планируемых работ по ремонту электродвигателей предусмотренных годовым планом; - составлена и утверждена техническая документация на работы по модернизации или реконструкции; Сведения о проведении ремонта необходимо внести в документацию электродвигателя не позднее 10 дней после окончания ремонта. Двигатели и их выводные устройства предназначенные для установки в помещениях с повышенной запыленностью окружающей среды требующих периодической гидроуборки должны иметь степень защиты не. В местной инструкции должен быть приведен утвержденный техническим руководителем электростанции перечень ответственных механизмов повторное включение которых после отключения их защитами разрешается после внешнего осмотра. - ремонт вкладышей выносных подшипников скольжения электродвигателей; - ремонт охладителей не встроенных в статор электродвигателей; 10.4 Периодичность и объем технического обслуживания электродвигателей и запасных частей к ним находящихся на хранении на электростанции устанавливается электростанциями в соответствии с инструкциями по хранению и консервации двигателей и запасных частей. 1 При пуске электродвигатель гудит и не разворачивается Используемый способ измерения температуры. Не менее 1,3 при температуре* 10-30°С Не более 3 2 Мощность 5 МВт и ниже напряжение выше 1кб термореактавная изоляция Если по своему техническому состоянию электродвигатель не может обеспечить надежную работу до очередного капитального ремонта технологического узла то неисправность должна быть устранена в период текущего ремонта. В технически обоснованных случаях допускается увеличивать вышеуказанную разность. Не допускается одновременное включение обеих обмоток 5.8 Пуск электродвигателей приводящих во вращение вентиляторы (дымососы дутьевые вентиляторы вентиляторы горячего дутья и т.п.) должен производиться при закрытых шиберах. Допустимость прямого пуска от обмотки большей частоты вращения и число таких пусков определяются техническими условиями или заводскими инструкциями по эксплуатации конкретных двигателей. 4.8.4 Положение запорной и регулирующей арматуры механизмов с учетом указаний пункта . Запрещается обслуживать электродвигатели в женском платье В плащах пальто и халатах из-за возможности захвата вращающимися частями указанной одежды. 4.9.3 Убедиться что площадка вокруг электродвигателя и сам электродвигатель очищены от грязи и посторонних предметов 4.9.4 Снять переносные заземления или отключить заземляющие ножи. Предельно допустимые значения вибрации и температуры подшипников электродвигателей приведены в пунктах и . «Типовая инструкция по эксплуатации крупных электродвигателей с водяным охлаждением ротора для привода питательных насосов: РД .507» (М.: СПО Союзтехэнерго 1989); 6 Течь воды из воздухоохладителя срабатывает датчик контроля наличия воды в двигателе 4.8.8 Готовность механизма. - назначаются ответственные исполнители работ по техническому обслуживанию или заключается договор с подрядным предприятием на выполнение. Слишком низкая температура масла входящего в подшипники с принудительной смазкой Во время работы двигателя входящее масло должно иметь температуру 25-45°С При невозможности снижения температур до приемлемых значений двигатель должен быть остановлен по согласованию с начальником смены электроцеха. Нет разбега ротора Проверить наличие регулировочных прокладок между корпусом подшипника и щитом со стороны рабочего. 4 Электродвигатели с микалентной компаундированной изоляцией напряжение свыше 1кВ мощность менее 1МВт кроме указанных в пункте 3 Не ниже значений указанных в таблице 6 12.3 В местной инструкции по эксплуатации электродвигателей должны быть указаны: - допустимые условия и режимы эксплуатации электродвигателей; Нарушена центровка двигателя с приводным механизмом Отцентровать двигатель с приводным механизмом. - обслуживание электрических пускорегулирующих устройств а также систем возбуждения синхронных электродвигателей; - контроль за состоянием изоляции электродвигателя и подводящего кабеля; Температура обмотки °С Содержание 1 Общие требования В двух крайних ветвях с каждого торца сердечника сегменты исключать не разрешается Ослабление крепления по резиновым уплотнениям в торцевых заглушках Подтянуть фланцы или заменить резиновые уплотнения Значение коэффициента абсорбции R60²/R15² Уменьшение расхода воды Прочистить охладитель сняв с него обе крышки Трубки промыть 5% раствором соляной кислоты и прочистить специальными щетками («ершами»). Индивидуальные электродвигатели внешних вентиляторов охлаждения должны автоматически включаться и отключаться при включении и отключении основных электродвигателей. Верхние точки водяных камер воздухоохладителей электродвигателей должны быть оборудованы краниками для контроля полного заполнения воздухоохладителей водой. Конструкцией подшипникового узла асинхронных электродвигателей напряжением свыше 1000В с подшипниками качения должна быть предусмотрена возможность пополнения и замены смазки на ходу без остановки электродвигателя. Выполнить подшлифовку рабочей поверхности колец мелкой шкуркой убрать загрязнения и нагары салфеткой смоченной спиртом При необходимости кольца проточить и отшлифовать Перечень ответственных механизмов на которые распространяется требование настоящего пункта должен быть утвержден техническим руководителем электростанции и указан в местной инструкции по эксплуатации электродвигателей. Последующие пуски электродвигателей напряжением свыше 1000В допускаются. 15 ГОСТ 17494-87 Машины электрические вращающиеся Классификация степеней защиты обеспечиваемых оболочками вращающихся электрических машин Обозначения Методы испытания. 1000 Таблица 6 Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции для электродвигателей (см таблицу 5 пункты. Произошел излом стержня короткозамкнутой обмотки ротора Вывести двигатель в ремонт 10.5 Вид ремонта электродвигателей определяется видом ремонта основного оборудования но может отличаться от него и определяться электростанцией исходя из местных условий. 7 Течь воды в электродвигателе АВ(2АВ)-00/6000 в сварном шве или в соединении «штуцер стержень» ротора Внеочередные осмотры электродвигателей необходимо производить при отключении их защитой и резком изменении климатических условий (для агрегатов наружной установки) и режима работы. - выполнены противопожарные мероприятия и мероприятия по технике безопасности 10.9 Началом ремонта электродвигателя считается время вывода в ремонт установленное начальником смены электростанции, 5.6 Если при пуске двигатель отключился то необходимо сквитировать ключ управления произвести осмотр электродвигателя и сообщить дежурному персоналу электрического цеха для принятия мер по выяснению причины отключения и срабатывания защиты. - нагрузку нагрев корпуса температуру охлаждающей среды подшипников качения меди и сердечника статора (без права их регулирования); - вибрацию подшипников и корпуса (на ощупь); 90 100 Метод термометра 4.6 Приемка электродвигателя в эксплуатацию производится при удовлетворительных результатах комплексного опробования после чего электродвигатель передается в обслуживание эксплуатационному персоналу с записью в «Журнале ввода оборудования из монтажа». В местной инструкции по эксплуатации электродвигателей должен быть перечень защит блокировок и сигнализации. Перечень наиболее характерных неисправностей электродвигателей и методы их устранения приведены в приложении к настоящей Инструкции. 4 Повышенная вибрация подшипников - схемы соединения обмоток (если они не типовые); Установить штифты и тарельчатые пружины 1,5 и выше - ток утечки. - демонтаж с места установки и транспортировка в мастерскую; - проверка воздушных зазоров между якорем и ротором в подшипниках скольжения; - полная разборка с выводом ротора (на месте или в мастерской); Использовано масло несоответствующей марки Заменить масло на рекомендуемое заводской инструкцией 4 СО .301-00 (РД 153-34.0- -00) Правила пожарной безопасности для энергетических предприятий - М.: ЗАО «Энергетические технологии» 2000. 4.9.6 Снять знаки безопасности и запрещающие предупредительные плакаты с электродвигателя и коммутационной аппаратуры которой была выполнена разборка электрической схемы электродвигателя. 105/125 Метод термометра - в числителе дроби метод сопротивления - в знаменателе - обслуживание устройств технологических сигнализаций блокировок и защит электродвигателей. Метод сопротивления или термопреобразователей сопротивления уложенных в паз То же мощностью менее 5000кВ×А или с длиной сердечника менее. 10 Сборник директивных материалов но эксплуатации энергосистем Электротехническая часть – м.: Энергоиздат 1981 11 ГОСТ 183 74 Машины электрические вращающиеся Общие технические условия. Обмотки статора электродвигателей мощностью 5000кВ×А и выше с длиной сердечника 1м. Засорен сливной маслопровод Недостаточное уплотнение стыков между лабиринтными уплотнениями и корпусом подшипника Незаштифтованы лапы двигателя со стороны Привода и не установлены тарельчатые пружины на фундаментные болты со стороны противоположной приводу. Допускается заглушить с обеих сторон пробками одну дефектную трубку При большем числе поврежденных трубок заменить воздухоохладитель - демонтаж с места установки и транспортировка в мастерскую; - проверка воздушных зазоров между якорем и полюсами; -Устранение утечек воды масла и других отдельных дефектов выявленных в процессе контроля состояния проверки на работоспособность; - регулировку и продувку щеточного аппарата синхронных электродвигателей; - вести наблюдение за включившимся электродвигателем в течение 1 ч; - занести результаты наблюдения в оперативный журнал. 5.4 Лицо производящее пуск должно наблюдать за пуском по амперметру или индикации тока статора на экране операторской станции АСУ ТП (при их наличии). 12.2 В местную инструкцию должны быть включены те разделы и пункты настоящей Типовой инструкции которые касаются всех основных вопросов эксплуатации электродвигателей установленных на данной электростанции применительно к местным условиям. - проверка крепления балансировочных грузов; замена смазки и ремонт подшипников; 1.5 Открытые вращающиеся части (соединительные муфты шкивы концы вала ременные и зубчатые передачи) должны быть ограждены. При длительных остановах или перерывах в работе если температура окружающей среды ниже 5ºС на электродвигателях наружной установки должны включаться электронагреватели если они предусмотрены заводом-изготовителем. В случае недопустимого снижения сопротивления изоляции и неудовлетворительных значений коэффициента абсорбции и нелинейности электродвигатель необходимо подвергнуть сушке. Электродвигатели переменного тока мощностью 0,55кВт и выше кроме двигателей с непосредственным охлаждением обмоток 50 - появлении дыма или огня из корпуса (выводного устройства) подшипников маслопроводов электродвигателя его пусковых и возбудительных устройств; - пожаре на маслопроводах и невозможности его ликвидации; 11.8 При одновременной работе на механизме и электродвигателе соединительная муфта должна быть расцеплена Расцепление муфты должно производиться ремонтным персоналом по наряду на ремонт вращающегося механизма. Загрязнение сопрягаемых уплотнительных поверхностей Тщательно зачистить уплотнительные поверхности Загоревшуюся обмотку электродвигателя персонал может тушить вручную через специальные смотровые и технологические лючки при помощи передвижных средств пожаротушения (огнетушителей пожарных стволов и др.) после отключения электродвигателя. 3.2 Персонал технологического цеха осуществляет: - оперативное обслуживание электродвигателей и приводимых механизма в объеме оговоренном разделами 4-10 настоящей Типовой инструкции; - центровку и балансировку агрегата; Работы на электродвигателе (или группе электродвигателей)' от которого отсоединен питающий кабель и концы его замкнуты накоротко и заземлены могут производиться без наряда по распоряжению. Обрыв одной фазы в цепи статора (сгорел предохранитель плохой контакт в выключателе и пр.) Обрыв или плохой контакт в цепи ротора (излом или выгорание стержней в районе коротко замыкающих колец). Таблица 2 Синхронная частота вращения об/мин 3000 Исключить сегмент из схемы перемычкой Допускается исключать до двух параллельных ветвей расстоянием между которыми должно быть не менее трех пакетов. 60 95 Опробование технологических защит и блокировок должно проводиться с минимальным числом операций с коммутационной аппаратурой (для уменьшения износа сохранения регулировок выключателя и блок контактов). В электродвигателях с принудительной системой смазки контролировать давление масла в напорном маслопроводе и количество масла на сливе из подшипника которое должно заполнять примерно от 1/2 до 1/3 сечения сливного маслопровода. - съем и установку электродвигателей при ремонте; - ремонт воздухоохладителей встроенных в статор; 4.7 Опробование и обкатка электродвигателей после капитального и текущего ремонтов осуществляется ремонтным персоналом после выполнения записей об окончании ремонтных работ в «Журнале ввода-вывода оборудования в ремонт». 2.7 Согласно ГОСТ Р 51757 [14] двухскоростные электродвигатели напряжением свыше 1000В должны допускать шесть переключений схемы обмотки статора (изменений частоты вращения). Вырубить место течи на глубину 4 мм Подпаять припоем ПСр45 с флюсом ПВ209Х После заполнения вырубки припоем поддерживать в течение 1 мин нагрев шейки стержня для снижения напряжений в соединении «штуцер-стержень». Настоящая Типовая инструкция является основанием для составления местных инструкций на каждой электростанции в которых должны быть учтены конкретные условия эксплуатируемых электродвигателей требования и рекомендации заводов-изготовителей. Осевое воздействие на ротор двигателя со стороны приводимого механизма Проверить центровку и соединение двигателя с приводимым механизмом Для электродвигателей насосов высокого давления следует учесть особые условия эксплуатации: - не допускать вращения электродвигателя в обратную сторону т.е постоянно контролировать исправность обратного клапана насоса; Пониженное сопротивление изоляции обмотки статора Загрязнена или отсырела обмотка Продуваемые электродвигатели устанавливаемые в пыльных помещениях с повышенной влажностью и температурой воздуха должны быть оборудованы устройствами подвода чистого охлаждающего воздуха. - оперативное обслуживание электродвигателей в объеме оговоренном разделами 4-10) настоящей Типовой инструкции - профилактические испытания ремонт и сушку изоляции электродвигателей; Допуск ремонтных бригад к месту проведения работ осуществляется дежурным персоналом электростанции. Проверить полярность выводов (определить начала и концы каждой фазы) и собрать схему обмотки статора согласно указаниям завода-изготовителя Вывести агрегат в ремонт и устранить заедание 15.

Опробование должно производиться по заявке персонала ЭТЛ или цеха тепловой автоматики с разрешения начальника смены технологического цеха после подтверждения начальником смены электрического цеха выполнения вышеуказанных условий опробования. Ключевые слова: электродвигатель механизм изоляция обмотка подшипник персонал обслуживание пуск отключение Мощность электродвигателя тип Величина перегрузки % Длительность перегрузки мин 4.9.9 Доложить лицу отдавшему распоряжение о подготовке электродвигателя к пуску о сборке электрической схемы и готовности электродвигателя к включению в сеть Сделать запись в оперативном журнале. - дефектация магнитной системы и ремонт катушек главных и добавочных полюсов; - дефектация станины и подшипниковых щитов; - ревизия и замена подшипников качения; - сборка электродвигателя; Прочистить сливной маслопровод Заменить прокладки между лабиринтными уплотнениями и корпусом подшипника 14 Обслуживание щеточного аппарата на работающем электродвигателе допускается по распоряжению обученному для этой цели работнику с группой III по электробезопасности при соблюдении следующих мер предосторожности: 6.3.5 Обращать внимание на появление ненормального шума в подшипниках качения указывающего на недостаточное количество смазки или появление дефекта на поверхностях обойм и тел качения и сообщать об этом начальнику смены электроцеха. 2.2 При изменении частоты питающей сети в пределах ±2,5% (1,25Гц) от номинальной допускается работа электродвигателя с номинальной нагрузкой. -Проверить мегаомметром состояние изоляции обмотки статора и питающего кабеля Дежурный персонал технологического цеха должен: - проверить работу включившегося электродвигателя; Выполнить фундамент в соответствии с заводскими требованиями по монтажу. °С - для подшипников скольжения (температура масла на сливе при этом не должна превышать 65°С); 100°С - для подшипников качения. 6. Ставить в известность начальника смены электроцеха обо всех ненормальностях в работе электродвигателя 6.4 Дежурный персонал электрического цеха при обходе и осмотре электродвигателя должен контролировать: По окончании ремонта подсоединение питающего кабеля к выводам электродвигателя как правило должно выполняться персоналом ремонтирующим электродвигатель Как исключение в аварийных случаях подсоединение кабеля разрешается производить дежурному персоналу. Обрыв датчика или измерительной проводки Заменить дефектный преобразователь устранить обрыв или ввести в работу резервную жилу кабеля В 2 раза на каждые 20°С разности между температурой пари которой выполняется измерение и 30°С, 5.5 Если в момент включения электродвигателя напряжением выше 1000В появится сигнал «Земля на секции…» электродвигатель следует отключить и сообщить об этом дежурному персоналу электрического цеха. - контроль за заполнением конденсатом обмотки ротора и сердечника статора; - обслуживание щеточно-контактных аппаратов; Специальные работы связанные с ремонтом обмотки ротора и статора с частичной или полной их заменой с ремонтом бандажных узлов ротора и реконструкцией ведутся как правило ремонтным предприятием. 4.8.3 Наличие давления и протока воды через воздухоохладители (и маслоохладители при их наличии). В соединении «стержень-короткозамыкающее кольцо» ротора. Выполнить ревизию фильтров тщательно продуть межтрубное пространство сжатым воздухом 10 12 ГОСТ 8865-93 Системы электрической изоляции Оценка нагревостойкости и классификация. - вентиль рециркуляции на остановленном насосе должен быть открыт а на работающем - закрыт; В процессе ремонта руководящий персонал электроцеха должен: - осуществлять входной контроль качества применяемых материалов и запасных частей; - проводить оперативный контроль качества выполняемых ремонтных работ; На время опробования запрещающий плакат «Не включать! Работают люди» снимается с ключа управления выключателем и по окончании опробования вновь устанавливается. 8.5 Повторное включение электродвигателей в случаях действия резервных защит до выяснения причины отключения не допускается. Короткое замыкание в цепи статора (в кабеле в обмотке статора коробке выводов). Межвитковое замыкание в обмотке статор Устранить неисправность обмотки Приемка электродвигателю производится частично в соответствии с технологией ремонта - в процессе сборки после выполнения ремонтных работ; в целом - после сборки в процессе опробования под нагрузкой. Включение опробуемого электродвигателя осуществляется дежурным персоналом технологического цеха по указанию начальника смены технологического цеха и по команде руководителя работ проводящего опробование. Предельные допускаемые превышения температуры °С при изоляционных материалах классов нагревостойкости Автоматические устройства включения резерва (АВР) должны проверяться не реже 1 раза в квартал по программе и графику утвержденным техническим руководителем электростанции. 1500 1000 750. Допустимость прямого пуска от обмотки большей частоты вращения и число таких пусков определяются техническими условиями на конкретный тип электродвигателя Коммутация таких двигателей должна производиться не более чем двумя выключателями. Повышение температуры воды на выходе из ротора статора АВ (2АВ)-00/6000 Засорение тракта охлаждения ротора или статора - осмотр и чистка всех деталей и узлов; - проверка плотности прессовки активной стали статора; - осмотр сварных швов и деталей крепежа; - проверка крепления обмотки статора в пазовой и лобовых частях; После включения электродвигателя резервного агрегата дежурный персонал электроцеха должен на отключившемся электродвигателе: - проверить отсутствие признаков ведущих к аварийному отключению и указанных в разделе 7; 9.5 До полного окончания ремонтных работ и до закрытия наряда дежурный персонал технологического цеха не имеет права снимать эти запрещающие плакаты Снятие их должно производиться перед сборкой схемы электродвигателя по указанию начальника. - проверка исправности стержней короткозамкнутых роторов и плотности посадки их в пазу; - проверка крепления полюсов обмоток полюсов и межполюсных соединений синхронных электродвигателей; Устранить зазоры прокладками - технические акты о повреждениях электродвигателей; - эксплуатационный журнал Эксплуатационные сведения по электродвигателю заносятся в журнал (формуляр) старшим мастером или мастером. - проверить соблюдение технологической дисциплины (выполнение требований технологической документации качества применяемых приспособлений и инструмента). 2.6 Двухскоростные электродвигатели как правило допускают прямой пуск только от обмотки меньшей частоты вращения с последующим переключением (при необходимости) на обмотку большей частоты вращения. Удвоенная амплитуда колебаний подшипников. Список использованной литературы 6.2 Электродвигатели длительно находящиеся в резерве и автоматические устройства включения резерва должны осматриваться и опробоваться вместе с механизмами по утвержденному техническим руководителем электростанции графику но не реже 1 раза. 2.9 Не допускается работа электродвигателя при исчезновении напряжения на одной. - обслуживание и ремонт электрооборудования систем непосредственного водяного охлаждения активных частей электродвигателей АВ (2АВ)-00/6000 и маслостанций двигателей с принудительной смазкой подшипников - произвести все отключения обеспечивающие безопасные условия производства работ; - выдать наряд-допуск на ремонт электродвигателя; - установить режим работы работников обеспечения (складов лабораторий кранов и т.п.). Во избежание местных перегревов изоляции токами утечки выдержка напряжения на очередной ступени допускается лишь в том случае если токи утечки не превышают значений указанных ниже: У двухскоростного электродвигателя должны быть отключены и разобраны обе цепи питания обмоток статора. 1000 750 и менее Удвоенная амплитуда колебаний подшипников. Таблица 1 Синхронная частота вращения об/мин. - отсутствие течей встроенных в статор воздухоохладителей и узлов водоподвода к активным частям электродвигателя внутри их корпусов; - состояние освещения площадки обслуживания; - состояние заземлений корпуса электродвигателя; 9 ТИ 34-70-023-86 Типовая инструкция по эксплуатации синхронных электродвигателей шаровых мельниц Ш-50 М.: СПО Союзтехэнерго 1986 7 Аварийное отключение электродвигателя 8 Действие персонала при автоматическом отключении электродвигателя защитами - осмотр соединений выводов обмотки статора и коробки выводов; - проверка крепления активной стали ротора лопаток и ступицы вентилятора; - осмотр беличьей клетки вентиляторов и бандажных узлов ротора; Мощность номинальное напряжение электродвигателя вид изоляции обмоток Критерии оценки состояния изоляции обмотки статора 5 Пуск электродвигателя в работу - проверка целостности демпферной (пусковой) обмотки; - дефектация контактных колец с их проточкой и шлифовкой проверка состояния траверс щеткодержателей замена дефектных и изношенных электрощеток; 5 При работе двигателя наблюдаются ритмичные колебания статора Типовая ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ В УСТАНОВКАХ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ СО .509-2005 Вводится в действие с .2005 11.4 Допуск бригад к ремонтным работам на вращающихся и токоведущих частях электродвигателя должен производится после выполнения технических мероприятий о которых достаточно подробно сказано в разделе 11. Щетки плохо прилегают к контактным кольцам Более тщательно притереть и пришлифовать щетки к кольцам 7. 6.3.9 Следить чтобы все вращающиеся части электродвигателя (концы валов полумуфты шкивы и т.п.) были надежно закрыты ограждениями 6. Не допускать попадания пара воды и масла на выводное устройство электродвигателя или внутрь его корпуса. - появлении запаха горелой изоляции; - резком увеличении вибрации электродвигателя или приводимого им механизма; - недопустимом возрастании температуры подшипников; Уменьшить нагрузку до номинальной и ниже Увеличение температуры охлаждающей воды выше нормальной Нарушение контакта или витковое замыкание в обмотке ротора Произвести осмотр и необходимый ремонт ротора Выявить трещины или обрывы стержней путем измерения магнитного потока рассеяния По окружности ротора с помощью ВАФ-85 (методику см в ЭЦ №Э-11/61 или § СДМЭ-81) или иным способом Повышенный расход масла через подшипники Отрегулировать расход масла 11.7 У работающего двухскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка статора и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящаяся под напряжением. После аварийного отключения работающего электродвигателя должны быть приняты меры по включению резервного агрегата и поставлены в известность начальник смены технологического цеха и начальник смены электрического цеха. Филиал ОАО «ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР ЕЭС» - «ФИРМА ОРГРЭС» - оформляются журналы технического обслуживания (эксплуатационные журналы) в которые должны вноситься сведения о выполненных работах сроках выполнения и исполнителях. Во время текущего ремонта выполняются следующие работы: - чистка и продувка сжатым воздухом; - проверка воздушных зазоров между статором и ротором; - измерение зазоров в подшипниках скольжения; При планировании сроков капитальных и текущих ремонтов необходимо учитывать техническое состояние электродвигателей устанавливаемое в процессе эксплуатации (нагрев активных частей вибрация состояние подшипников и т.п.). В коллекторе статора Ослабление крепления штуцеров Подтянуть гайки застопорить. - пополнение и замену смазки трущихся деталей чистку масляных и водяных фильтров подтяжку сальников проверку механизмов управления. Покраску механизмов и электродвигателей нанесение на них диспетчерских наименований и стрелок указывающих направление вращения механизма и электродвигателя 3.3 Персонал электрического цеха осуществляет: Степень защиты выводного устройства для обоих исполнений электродвигателей должна быть не. 6-6,3 10-10,5 10 - принципиальные и монтажные (исполнительные) схемы управления сигнализации и релейной защиты В случае однотипности электродвигателей допускается иметь указанные схемы в документации одного из электродвигателей; О подаче напряжения производитель работ обязан предупредить работников своей бригады Подготовка рабочего места и допуск бригады после пробного включения производится как при первичном допуске. - обслуживание реле или датчиков уровня сигнализирующих о появлении воды в корпусе электродвигателя; 6. Содержать электродвигатель в чистоте не допускать наличия посторонних предметов около электродвигателя 6. Вести учет пусков и остановов электродвигателя. 13 ГОСТ 9630- Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000В Общие технические условия. 12.9 В местной инструкции по эксплуатации электродвигателей перечень аварийных ситуаций должен уточняться в соответствии с местными условиями. 10. Повышенная вибрация ротора См пункт 4 настоящей таблицы Температура подшипников при длительной работе электродвигателей не должна превышать следующие предельно допустимые значения: 9.1 На вращающемся электродвигателе никаких ремонтных работ производить не разрешается за исключением тех которые не связаны с приближением к токоведущим и вращающимся частям (чистка маркировка покраска ремонт оснований и фундаментов). Дополнительные указания по условиям эксплуатации и режимам работы отдельных групп электродвигателей СН электростанций не оговоренные в настоящем разделе регламентируются требованиями заводских технических описаний и инструкций по эксплуатации. 4.8.1 Окончание всех работ на механизме закрытие нарядов отсутствие на агрегате и внутри ограждений людей и посторонних предметов. Произвести осмотр всей цепи до коммутационного аппарата измерить сопротивление изоляции элементов схемы При обнаружении места КЗ вывести присоединение в ремонт.

- проточка и продораживание коллектора проверка качества пайки обмотки якоря к коллектору; - дефектация траверсы ревизия щеткодержателей замена электрощеток; Во всех случаях на отключенные концы кабеля дежурным персоналом электрического цеха должно быть установлено переносное заземление. В соответствии с ГОСТ 183 [11] электродвигатели должны без повреждений и остаточных деформаций выдерживать перегрузки по току статора приведенные в таблице 3 Таблица 3 4.8 При подготовке электродвигателя к пуску (впервые или после ремонта) дежурный персонал технологического цеха обязан проверить следующее: Повреждение сварных швов на коллекторе Подварить сварные швы 1 Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации - М.: СПО ОРГРЭС 2003. Нарушена балансировка ротора дисбаланс муфты Отбалансировать ротор Муфту снять и отбалансировать отдельно от ротора. Окончание монтажа и наладочных работ должно быть зафиксировано записью ответственных лиц монтажной и наладочной организаций в «Журнале ввода оборудования из монтажа» хранящемся на центральном щите управления. 3 Распределение обязанностей по обслуживанию электродвигателей между подразделениями электростанции 4 Подготовка электродвигателя. Утверждено: главным инженером Филиала ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - «Фирма ОРГРЭС» В.А КУПЧЕНКО .2005 20. 9.9 При останове механизма только для ремонта электродвигателя отключение кабеля от выводов электродвигателя если со стороны РУСН установлено заземление должно производиться персоналом ремонтирующим электродвигатель. Смазка подшипников качения - консистентная подшипников скольжения - жидкостная кольцевая принудительная под давлением или комбинированная Марки рекомендуемых смазок и масел должны быть оговорены в инструкциях заводов-изготовителей. 160 Периодичность измерений вибрации ответственных механизмов должна быть установлена техническим руководителем электростанции. - обслуживание электроизмерительных приборов вторичных цепей управления и электрических защит электродвигателя; Для каждого электродвигателя мощностью 1кВт и выше независимо от рабочего напряжения должна быть следующая техническая документация: - паспорт электродвигателя; - протокол приемо-сдаточных испытаний; - контроль технического состояния электродвигателей с применением внешних средств контроля или диагностирования включая контроль переносной аппаратурой; Посредством мегаомметра выявить нарушение цепи и устранить 6.3.8 Контролировать режим работы воздухоохладителей а также системы непосредственного водяного охлаждения электродвигателей АВ (2АВ)-00/6000 обеспечивая поддержание в допустимых пределах давлений расходов и температур охлаждающей воды и конденсата. 1.8 Отключенные электродвигатели находящиеся в резерве должны быть постоянно готовы к немедленному пуску После пуска резервного электродвигателя необходимо осмотреть электродвигатель и убедиться в его нормальной работе. 2 Условия эксплуатации и допустимые режимы работы электродвигателей

- устанавливается состав работ по техническому обслуживанию двигателей и периодичность (график) их выполнения для каждой группы механизмов с учетом требований завода-изготовителя и условий эксплуатации; Возможны трещины охлаждающей трубки в месте развальцовки или ослабление вальцовки Удалить воду из двигателя. 11.5 Выводы обмоток и кабельные воронки у электродвигателей должны быть закрыты ограждениями снятие которых требует отвертывания гаек или вывинчивания болтов Снимать эти ограждения во время работы электродвигателя не допускается. Увеличить расход воды выше нормального но не более чем в два раза (при этом давление в охладителе не должно превышать предельно допустимое) В период проведения ремонта для очистки от загрязнения металлических частей узлов и обмоток с термореактивной изоляцией запрещается применять пожароопасные моющие средства. - съем и установку встроенных подшипников качении исключая подшипники качения устанавливаемые на наружной части торцевых щитов (электродвигатели 2АДО и др.); - замену и пополнение смазки в подшипниках качения; - заполнение систем чистым конденсатом (маслом) с проверкой отсутствия завоздушивания элементов гидравлических схем; - поочередное кратковременное опробование насосов при работе на холостом ходу с проверкой их работоспособности; B.